Эффективность Маска
Как это возможно, чтобы Илон Маск в свои 45 лет сумел построить четыре мультимиллиардные компании в четырех различных областях (софт, энергия, транспорт и аэрокосмическая область)? На этот вопрос в своей статье отвечает предприниматель Майкл Симмонс. Он рассуждает о методах обучения, которые Маск использует, чтобы разбираться в различных отраслях знаний.
Чтобы объяснить его успех, часто ссылаются на его героический рабочий распорядок (он редко работает менее 85 часов в неделю), возможность формировать прорывное видение будущего и невероятную устойчивость. Но всего это, как мне кажется, недостаточно — подобные черты есть у многих людей. Мне хотелось проверить, что он делает не так, как все.
Миф про «Мастера на все руки»
Если вам нравится изучать различные области, вы, наверное, сталкивались с советами вроде «Повзрослей. Сфокусируйся на чем-то одном». Или «За все берется — да не все удается». Они основаны на предположении, что если изучать различные области одновременно, получится овладеть только поверхностными знаниями, и не получится стать мастером своего дела.
Успех экспертов-универсалов доказывает, что это не так. Одновременное изучение нескольких областей предоставит вам информационное (а значит инновационное) преимущество, ведь большинство людей сосредотачиваются на чем-то одном.
Несмотря на очевидность этого наблюдения, мало кто предпочитает такой способ обучения
Каждая новая сфера знаний, которую мы изучаем, не похожа на остальные, и у нас появляется больше возможностей комбинировать знания, недоступные остальным. Это — основное преимущество экспертов-универсалов.
Одно замечательное исследование резонирует с этим наблюдением. Оно рассказывает о том, как именно 59 лучших композиторов XX века оттачивали свое мастерство. Вопреки распространенному убеждению в том, что успех лучших из лучших объясняется исключительно постоянной практикой и специализацией, исследователь нашел доказательство обратному. «Композиции самых успешных авторов представляли собой смесь жанров… композиторы были способны избежать негибкости переобучения с помощью перекрестного обучения», — говорится в исследовании.
Суперспособности Маска в обучении
По словам брата, Кимбала Маска, еще с подростковых лет Илон читал по две книги в день, в различных дисциплинах. Если вы читаете книгу в месяц, значит, Маск прочел в 60 раз больше книг, чем вы.
Сначала он читал научную фантастику, труды по философии, религии, программированию, биографии ученых и инженеров, а также предпринимателей. С возрастом его интересы в чтении, так же, как и карьерные устремления, сместились к физике, инженерии, продуктовому дизайну, бизнесу, технологиям и энергетике. Жажда знаний познакомила его с рядом дисциплин, которые не учат в школе.
Маск также эксперт в специфическом типе обучения, о нем большинство даже не знает. Речь идет о learning transfer (переносе изученного опыта). Это означает, что мы берем нечто, изученное в одном контексте, и применяем его в другом. Например, знания из одной индустрии, перенесенные в другую. В этом Маску нет равных. В нескольких его интервью он рассказывал о двухэтапном процессе learning transfer.
Сначала он деконструирует знания, сводит их к фундаментальным принципам.
Как вы думаете, какой метод эффективнее?
Метод №1. Каждая следующая «А» дает нам больше понимания, что поменялось, а что осталось прежним, если сравнивать ее с предыдущими «А». Каждая новая «А» в методе №2 не дает нам этого понимания.
Если мы будем рассматривать множество различных случаев, мы интуитивно начнем выделять существенное и даже создавать собственные уникальные комбинации.
Что это означает для нашей обычной жизни? Когда мы бросаемся изучать новую отрасль, не стоит принимать только один метод ее изучения, тот, что признан самым лучшим. Нужно применять различные подходы, каждый деконструировать, сравнивать контрастные случаи.
Далее Маск реконструирует фундаментальные принципы в новой отраслик
Второй этап процесса переноса включает воссоздание фундаментальных принципов, изученных им в физике, инженерном деле, AI, в отдельных отраслях:
— В ракетостроении, чтобы создать SpaceX.
— В автомобилестроении, чтобы создать Tesla с автопилотом.
— В поездах, чтобы придумать Hyperloop.
— В самолетостроении, чтобы создать летательный аппарат, способный взлетать и приземляться вертикально.
— В технологиях, чтобы придумать нейрокружево, которое будет служить интерфейсом между мозгом и компьютером.
— В технологиях, чтобы создать PayPal.
— В технологиях, чтобы соосновать OpenAI, который призван ограничить возможность негативного сценария в развитии искусственного интеллекта.
Постоянно наблюдая объекты в вашем окружении, в материале книг, задавая себе эти вопросы, вы тренируете «мышцы» мозга, которые позволят вам соединять отрасли знания, не обращая внимания на общепринятые границы.
Это всего лишь правильно выстроенный процесс обучения
Сейчас мы начинаем понимать, как Маск стал экспертом-универсалом мирового класса:
— Он много лет читал в 60 раз больше, чем средний читатель.
— Он читал книги по различным дисциплинам.
— Он постоянно применял то, чему научился, деконструируя идеи до их фундаментальных принципов и воссоздавая эти принципы в новых отраслях.
— Самое важное: нам не нужно ограничивать себя догмой о том, что лучший путь к успеху в карьере — специализация. Легендарный эксперт-универсал Бакминстер Фуллер десятилетия тому подытожил это так:
«Мы сейчас живем во время, когда логичным, природным и желательным считается необходимость изучать узкую специализацию. В то же время человечество лишается способности всеобъемлющего понимания. Специализация зарождает в людях чувство изоляции, путаницы и тщетности усилий. Она приводит к тому, что люди делегируют кому-то еще ответственность за размышления и социальную активность. Специализация порождает предубеждения, которые приводят к международным и идеологическим разногласиям, что в свою очередь порождает войны».
Если мы будем формировать «резервуар» фундаментальных принципов и ассоциировать их с различными областями знаний, это даст нам суперсилу изучать полностью новую для себя сферу, создавая свой уникальный вклад в эту сферу знаний.
Илон Маск — единственный в своем роде, но его возможности — не магические.